Лодочные моторы от топлива до регулировки

Опубликовано: 17 июля, 2024 187 Время прочтения: ~ 10 мин.

Перед использованием подвесного лодочного мотора для долгого и эффективного использования его нужно правильно обкатать и настроить. В статье расскажем о правильной обкатке и настройке лодочного мотора, поделимся решением проблем с ПЛМ.

Содержание:

мотор.png

Обкатка лодочного мотора

Несмотря на горящее желание испробовать новенький мотор в действии, первое, что нужно сделать после покупки, — обкатать его согласно правилам, указанным в техпаспорте.

Почему обкатка важна?

Если коротко, то обкатку делают, чтобы детали мотора, который собирают на конвейере, притерлись друг к другу в щадящем режиме. Если сразу начать эксплуатировать мотор на полную катушку, то во время резких переходов с одного режима на другой может произойти заклинивание и поломка двигателя. Во время обкатки притирке подвергаются шестеренки редуктора между собой, коленвал к подшипникам и кольца поршня к цилиндру.

Важно помнить, что процесс обкатки требует тщательного следования инструкциям производителя. Ненадлежащая обкатка может привести к быстрому износу и появлению преждевременных неисправностей. Поэтому всегда придерживайтесь рекомендаций производителя при использовании нового лодочного двигателя.

Как правильно обкатать лодочный мотор, читайте здесь: https://avtovelomoto.by/about/blog/pravilnaya-obkatka-lodochnogo-motora/

Топливо для лодочного мотора

Выбор топлива зависит не столько от типа двигателя (2-тактный или 4-тактный), сколько от системы впрыска, то есть технологии смесеобразования: карбюратор или инжектор.

Выбор бензина

В инжекторных двигателях применяется метод активного впрыска топлива, при этом топливо подается с использованием форсунок непосредственно в цилиндр или в топливный коллектор. Для них нужен бензин АИ-95.

В двигателях с карбюратором топливо поступает в цилиндр для сгорания спонтанно: отдельная доля топлива, предназначенная для сгорания, автоматически перемещается за счет разницы в давлении. Для карбюраторного лодочного мотора идеальным является бензин АИ-92.

Отличие АИ-95 заключается в наличии присадок, таких как спирт и эфиры. Если залить такой бензин в карбюраторный двигатель, то эти присадки, не сгорая до конца, забьют его. Так что лучше не рискуйте, а выбирайте для своего мотора нужное топливо.

Смесь для двухтактного мотора

Двухтактный мотор отличается от четырехтактного количеством рабочих циклов. От этого зависит, как смазываются детали во время работы: снаружи у 4-тактников и изнутри у 2-тактников.

Согласно технологии, 2-тактные двигатели не имеют системы омыва деталей масляной смесью. Для этого в бензин для двухтактных лодочных моторов нужно добавлять масло, чтобы обеспечить смазку деталей. Соотношение двух видов жидкостей строго регламентировано: для работы нужно 50 частей бензина и 1 часть масла, для обкатки — 25:1 соответственно. На глазок замешивать не рекомендуем, а лучше воспользоваться шприцем.

Придерживайтесь нескольких правил:

  • масло, также как и бензин, нужно выбирать именно то, которое рекомендовал производитель;

  • готовьте смесь перед каждым применением;

  • если приготовили смеси слишком много, то помните, что срок ее годности до двух недель. По истечении этого срока происходят окислительные процессы, и такую смесь использовать уже нельзя.

Для моторов до 15 л. с. смесь нужно готовить самостоятельно. В моторах же повышенной мощности встречается система автоматического смешивания.

Эксплуатация лодочного мотора

После обкатки нужно выполнять правила эксплуатации, проводить ТО, чистить мотор, чтобы мотор работал долго и правильно.

Основные правила эксплуатации

Защитный кожух мотора выполняет функцию не только красоты, но и защиты двигателя от попадания воды. Если же кожух нужно снять, то сперва заглушите мотор.

Если мотор не предназначен для мелководья, то использовать его можно только на глубине выше 50 см.

Остановку двигателя нужно проводить через снижение оборотов в течение нескольких минут, и только после этого заглушить полностью.

После работы мотора в соленой воде нужно дать поработать ему в пресной воде для промывки от соли.

После нескольких раз полной выработки бензина нужно прочистить свечи зажигания.

Управлять румпелем нужно плавно во избежание заноса плавсредства.

Регулярное техническое обслуживание

Владельцы ПЛМ утверждают, что при хорошем ТО мотор может «прожить» до 20 лет с незначительной заменой деталей. Чтобы так и получилось, движок нужно чистить, менять смазку, свечи, фильтр.

Очистка карбюраторного типа проводится в вертикальном положении сильным напором воды с использованием жирорастворяющих средств. Инжекторные двигатели нужно чистить не водой, а спецсредствами, которые не повредят электронику. После очистки нужно смазать все движущиеся элементы.

Замена смазки осуществляется согласно руководству от производителя. именно там прописаны все детали, которые подлежат смазыванию.

Замена свечей производится торцевым ключом через 50 часов работы для двухтактников и через 100 часов — для четырехтактников.

Фильтр меняют через 50 часов использования двигателя. При установке нового проследите за положением стрелки на фильтре: она должна смотреть в сторону двигателя.

Замена масла начинается с его обследования: проверяйте наличие белой эмульсии — ее наличие говорит о том, что в масло попала вода. Также в масле не должно быть металлической стружки: ее можно увидеть на намагниченной нижней пробке. В 2-тактном моторе заливка масла производится снизу вверх шприцем, а в 4-тактном — сверху вниз.

Чистка и хранение мотора

Перед длительным хранением нужно провести процедуру консервации двигателя. Лучше всего это сделать сразу после снятия, не дожидаясь удобного момента. Все манипуляции нужно проводить в вертикальном положении.

  • Шаг 1. Промойте движок чистой водой. После высыхания мягкой щеткой отчистите все видимые загрязнения.

  • Шаг 2. Хорошим напором воды промойте систему охлаждения. Для промывки нужно включить мотор на холостые обороты на 10–15 минут. Воды понадобится много: для моторов до 5 л. с. достаточно бочки, для более мощных — понадобится доступ к водопроводу.

  • Шаг 3. Выработайте до конца топливо. После этого обработайте антикоррозионной жидкостью поршни, цилиндры и подшипники. Антикор распыляется в конце процесса расходования топлива, чтобы благодаря разнице давлений в двигателе и в окружающей среде средство равномерно распределилось по всем внутренним каналам двигателя. Его также нужно распылить на свечные каналы (для моторов с ручным запуском).

  • Шаг 4. Смажьте все, что движется, маслом для защиты от влаги. Замените масло для редуктора.

Эти шаги позволят сохранить мотор и эксплуатировать его еще долго.

Решение распространенных проблем

Перегрев случается из-за выхода из строя системы охлаждения, чья работа зависит от чистоты. От полиэтиленового пакета можно избавиться, сняв его с водозаборника (предварительно нужно заглушить мотор). А от водорослей очистить так просто не получится. Поэтому старайтесь не включать движок в зарослях и на мелководье.

Если избежать этих условий не удастся, тут может помочь мотор с функцией автоматического отключения при перегреве. Как правило, с ней мотор выключается резко, не так, как при полной выработке бензина. Но для уверенности запустите мотор на холостой ход и посмотрите, какой получается выход у воды. Должна быть ровная струя. Если она очень тонкая или не видно совсем, значит, есть проблема и понадобится разобрать систему.

Потеря мощности. Проверьте заднюю часть судна. Возможно, винт зацепил водоросли или тряпку. Убедитесь, что платформы для рыбалки, транец и лестница подняты над водой, а якорь находится в специальном отсеке.

Трудности с запуском лодочного мотора. Во время работы двигателя чека безопасности должна быть на своем месте, иначе движок не заведется.

Настройка и регулировка лодочного мотора

Настроить нужно не только положение, но и работу двигателя. Как отрегулировать лодочный мотор, читайте дальше.

Установка лодочного мотора

Транец. ПЛМ можно установить как на стационарный, так и на навесной транец. Но нужно помнить, что навесной транец способен выдержать только моторы до 3,5 л. с. Двигатель большей мощности может сорваться с навесной конструкции или подогнуться под лодку и винтом повредить днище плавсредства.

Транец для обычных моторов имеет высоту 381 мм, для «длинноногих» — 508 мм. Толщина транца зависит от габаритов и грузоподъемности лодки. Соответственно этим параметрам и нужно выбирать мощность двигателя.

Расположение. Установить мотор нужно по центру транца так, чтобы винт расположился чуть ниже кормы. Положение антикавитационной плиты (козырек над винтом) должно быть параллельно глади воды, примерно на 5 см под водой. Струбцины, которыми закрепляется «тело» ПЛМ, нужно перед сезоном смазать машинной смазкой. Периодически проверяйте и подкручивайте крепления.

Регулировка угла наклона. Если строго вертикальное расположение оси мотора не дает ожидаемой скорости, то ПЛМ можно немного наклонить. Отметим, что предусмотренные пазы для наклона смещают ось на 2–4 градуса. Не рекомендуем наклонять мотор более, чем на 15 градусов во избежание сильного наклона плавсредства в сторону кормы.

Регулировка и настройка работы мотора

Карбюратор отвечает за заявленный расход бензина, устойчивость работы, поддержание мощности. Если эти показатели страдают, то сначала нужно поменять расходники. После того как вы поменяли свечи, смазку, масло и топливо, а улучшения в работе не увидели, надо отрегулировать карбюратор.

Настройка холостого хода и максимальных оборотов. Это делается с помощью регулировочных болтов.

Прогрева мотор в течение десяти минут, отрегулируйте холостые обороты в большую сторону с помощью болта, отвечающего за количество. Затем винтом, который отвечает за качество топливной смеси, поднимите холостые обороты до максимума. Потом опять первым болтом чуть выше стабильных, и до максимума — вторым болтом.

Проведите процедуру до тех пор, пока не получатся устойчивые минимальные обороты. Но завершить регулировку карбюратора лодочного мотора нужно вторым винтом. Если все же есть проблемы в работе, то нужно повысить обороты винтом количества.

Заключение

Для надежной и долговременной работы лодочного мотора нужно:

  1. правильно обкатать его,
  2. выбрать подходящее типу мотора топливо,
  3. соблюдать правила эксплуатации лодочного мотора,
  4. настроить положение и работу ПЛМ.

Предлагаем выбрать подходящий мотор в каталоге нашего интернет-магазина. На все модели распространяется гарантия. Условия покупки вас приятно удивят. Ну и доставим вашу технику в любую точку РБ


К списку статей
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie