Вопрос «в чем разница между 2-тактными и 4-тактными подвесными лодочными моторами (ПЛМ)?» — это вечный камень преткновения для начинающих любителей водных просторов. Разница заключается не только в количестве тактов, но и в глубоких отличиях в конструкции, функционировании и эксплуатации этих двигателей.
В статье детально рассмотрим характеристики таких лодочных моторов, преимущества и недостатки, чтобы можно было самостоятельно сделать выбор подходящего мотора. Также сравним два ПЛМ одной мощности, но разные по типу.
Характеристики
Двухтактная система — это истинный символ простоты и мощности. Двухтактный мотор работает на топливной смеси, приготовленной из бензина и масла. Взрыв горючей смеси происходит каждые два оборота коленчатого вала. Проще говоря, поршень за один оборот совершает два рабочих хода: всасывает смесь, сжимает ее и выбрасывает отработанные газы.
Особенностью 2-тактных моторов является то, что они не имеют отдельных клапанов для впуска и выпуска. Вместо этого смесь топлива и воздуха вводится в камеру сгорания через порты в картере.
Четырехтактный двигатель представляет собой более сложный и эффективный механизм. Он функционирует по циклу: впуск — сжатие — расширение — выпуск. В процессе впуска воздух засасывается в цилиндр, затем сжимается, воспламеняется и выталкивает поршень, создавая работу. В последнем такте отработанные газы выбрасываются в атмосферу.
Важно! После обкатки четырехтактного мотора нужно провести регулировку клапанов.
Различия в конструкции
Масса. Четырехтактные двигатели, как правило, весят примерно на 50 % больше двухтактных той же мощности из-за более сложной конструкции с дополнительными механизмами. Большая часть массы приходится на моторную голову, где находится картер с маслом.
Система смазки. Двухтактные моторы используют смесь бензина и масла для смазки всех деталей. Четырехтактные моторы имеют отдельный масляный картер, требующий периодической доливки масла, как правило, во время технического обслуживания.
Топливо. Двухтактные моторы работают на смеси бензина и масла, которую необходимо приготовить перед использованием. Четырехтактные моторы используют чистый бензин, что упрощает заправку.
Преимущества
Двухтактные двигатели:
-
легкие и компактные. Меньший вес делает их удобными для перевозки и установки на лодку, что важно для небольших плавсредств;
-
просты в ремонте благодаря простой конструкции, а также техническое обслуживание гораздо проще и дешевле;
-
мощнее четырехтактных той же мощности;
-
не требуют отдельной системы смазки. Смесь бензина и масла обеспечивает смазку двигателя;
-
отличаются более быстрым откликом на ускорение, что ценно для резких маневровых действий;
-
позволяет использовать двигатель в любых условиях, чего не скажешь про четырехтактный тип;
-
более доступны по цене, чем 4-тактные.
В настоящее время на рынке представлены также двухтактные двигатели с прямым впрыском топлива (DFI). Данная технология позволяет улучшить экологические характеристики двигателя и снизить расход топлива, сохраняя при этом высокую мощность и простоту конструкции.
Четырехтактные двигатели отличают:
-
более эффективная обработка топлива, а это приводит к меньшему расходу бензина, что важно для длительных поездок;
-
низкая выработка выхлопных газов, а значит, 4-тактные моторы более экологичны и менее загрязняют окружающую среду;
-
меньший шум: они работают тише, чем 2-тактные. Звук больше похож на жужжание, чем на грохот, как у двухтактных моторов;
-
более износостойкие и имеют более длинный срок службы. Это из-за того, что для работы механизма не нужно смешивать бензин и масло, которые в процессе выработки образуют грязный продукт сгорания;
-
более плавный отклик на ускорение.
Они идеально подходят для рыбалки троллингом. Четырехтактные моторы стабильно держат малые обороты, что позволяет ловить рыбу на трюковой удочке без необходимости постоянной перегазовки.
Недостатки
Четырехтактный тип более тяжелый из-за большего количества деталей (примерно на 50 % тяжелее двухтактного).
Он имеет менее динамичный отклик на ускорение в сравнении с двухтактной моделью.
Более дорогой по стоимости покупки и обслуживания.
Сложнее в обслуживании. Более сложная конструкция требует дополнительных усилий при проведении технического обслуживания.
Требует внимательного отношения к перевозке. Масляный картер в голове мотора необходимо располагать в соответствии с заводской маркировкой, чтобы избежать утечки масла при горизонтальной перевозке. Неправильное расположение может привести к вытеканию масла и необходимости проведения сложной чистки двигателя.
Двухтактный движок:
-
менее экономичен в расходе топлива — примерно на 30 % больше четырехтактного — и требует регулярного долива масла в бензин;
-
более шумный в сравнении с 4-тактником;
-
требует топливной смеси бензина и масла в соотношении 50:1.
Количество выхлопных газов поставило его под запрет в некоторых странах.
Дополнительные факторы для выбора
Размер и тип лодки. Для небольших лодок может быть достаточно 2-тактного мотора, в то время как для больших лодок с большим весом требуется 4-тактный мотор.
Стиль плавания. Если вам важна динамика и быстрая скорость, то 2-тактный мотор будет лучшим выбором. Если же вам важна экономия топлива и тихая работа, то лучше остановиться на 4-тактном моторе.
Если вы новичок в водомоторной технике, то лучше остановиться на 4-тактном моторе. Он более прост в эксплуатации и требует меньше технического обслуживания. Если вы опытный водитель и ищете мощный и быстрый мотор, то 2-тактный мотор может быть хорошим выбором.
Отличия моторов на примере ПЛМ TOYAMA
Сравним две модели мощностью 5 л. с. бренда TOYAMA (Parsun):двухтактный T5BMS и четырехтактный F5BMS.
Оба мотора — одноцилиндровые с ручным запуском и водяным охлаждением. Имеются три передачи: вперед, назад, нейтральная. Также лодку можно развернуть на 360 ° с помощью румпеля. Есть аварийный трос. Корпус выполнен из алюминия и покрыт высокотехнологичным лакокрасочным покрытием. Это отличные варианты для различных судов с малым водоизмещением: лодки ПВХ, деревянные, пластиковые и другие плавсредства. Их можно использовать на мелководье.
T5BMS оборудован системой гашения вибрации и электронным зажиганием CDI. Управление — румпельное. Выхлоп осуществляется через дейдвуд.
F5BMS с карбюраторной системой питания и зажиганием TCI имеет 5 положений угла наклона двигателя и 2 положения при перемещении по мелководью. Габариты 1029х361х717 мм.
|
T5BMS (2Т) |
F5BMS (4Т) |
мощность |
5 л. с. |
5 л. с. |
рабочий объем |
102 куб. см |
112 куб. см |
запуск |
ручной |
ручной |
высота транца |
381 мм |
381 мм |
вес |
20 кг |
25 кг |
емкость бака |
2,7 л |
1,3 л |
расход топлива |
2,6 л/ч |
2 л/ч |
система зажигания |
CDI |
TCI |
об./мин. |
4500–5000 |
4500–5000 |
диаметр цилиндра и ход поршня |
55х43 |
59х41 |
цена |
2650 бел. руб. |
3000 бел. руб. |
Заключение
Выбор между 2-тактным и 4-тактным мотором зависит от ваших индивидуальных потребностей и предпочтений.
2-тактные моторы более просты, легкие, мощные и доступны, в то время как 4-тактные более экономичны, экологичны, тихие и износостойкие. Определите свой стиль плавания, тип лодки и бюджет, и вы сможете сделать оптимальный выбор.
Двухтактные моторы подходят для любителей рыбалки, которые ценят простоту использования, легкость и доступность. Четырехтактные моторы идеально подойдут для любителей троллинга, которые ценят экономичность, тихий ход и экологичность.
Заходите в наш интернет-гипермаркет и выбирайте свой подвесной лодочный мотор. Наши менеджеры помогут определиться с выбором. Также предлагаем выгодные условия покупки и гарантию на товары. Доставим товар в любую точку Беларуси.