21 февраля 2019

В Минске обнаружили уникальный автомобильчик, сделанный из мотоцикла Jawa

Мы точно знаем, что больше таких экземпляров, как тот, что стоит вгараже уминчанина Михаила, вмире нет. Это неэксклюзивная заводская модель, неединственный выживший образец излимитированной серии. Это самоделка— мотоцикл Jawa 250 переделали под двухместный автомобиль: соорудили крышу и кузов вцелом, установили комфортные сиденья, оптику иприборы. Нофакт самодеятельности неперечеркивает историческую ценность находки.

Второго такого нет

Мы встретились втом самом гараже вчетвером: журналист, Михаил, его мама Инесса и коллекционер ретромототехники Виталий. Опредыстории появления машины вБеларуси известно нетак много. Когда-то она принадлежала минчанину Марату Гринкевичу.«Марат— муж моей тети— приобрел поделку усвоего друга, который участвовал ввыставке наВДНХ, проходившей в 1950-х вМоскве,— берет слово Инесса. —Говорил, натой выставке модель была удостоена призового места. Марату так понравился автомобильчик, что онрешил его купить. Ездил восновном побелорусской столице. Часто вспоминал, что машинка всегда привлекала внимание окружающих. Хотябы потому, что она единственная всвоем роде. Других точно такихже вариантов просто несуществует. В автомобильчике всего два места— детей упары небыло. Марат сженой вмолодости часто путешествовали поСССР— на юг, вКрым, спалатками. Даивзрелом возрасте тоже катались поСоюзу, пока годы невзяли свое. Возрастному человеку сложно забраться внутрь— чтобы попасть вкабину, нужно высоко поднять ногу».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Несмотря нанечастое использование, Марат продолжал проходить линию техосмотра, поддерживая машинку висправном состоянии и незабрасывая ее. Наклейка налобовом стекле говорит, что последний раз автомобильчик проверяли в2002году.«Дядя не просто ухаживал за машинкой, он переживал за нее. Например, у них дома я не раз видела аккумуляторы,— вспоминает Инесса. —Только Марат мог ее запустить. Так часто повторяла тетя Лида».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 1

Действительно, заводку двигателя этой Jawa можно назвать довольно загадочной. Запустить мотор мынепытались, носудя помногим признакам незнакомцу это будет сделать нелегко. Чего стоит только тот факт, что лапка кик-стартера перевернута. Обычно она смотрит вперед, понаправлению движения, тут же наоборот. Возможно, таким образом включали задний ход— двигатель запускался вобратную сторону. Ноистину еще предстоит выяснить.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 2

Новая жизнь

Семьи Гринкевичей уже нет. Уникальный автомобильчик остался в память олюдях, переживших как рассвет СССР, так иего закат. Родственники Марата уверены: онсчитал Jawa ценностью, исторической реликвией ихотелбы, чтобы модель попала вхорошие руки, нонезнал, кому еепередать. Сын Инессы Михаил— автомеханик пообразованию, — обнаружив уникальную машинку вгараже, решил, что она недолжна пылиться, еесудьба— кататься. В итоге попытался взяться завосстановление.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 3

«Нодаже поверхностного осмотра иизучения оказалось достаточно, чтобы понять— самостоятельно, без специфических знаний вней неразобраться,— говорит молодой человек. —Проблема нетолько вовремени, деньгах истарых технологиях (книги поустройству этих Jawa ябез труда нашел иизучил). Главная сложность— переделки идоработки, изкоторых практически полностью создана эта машинка. Чего стоит одна лишь система электропитания: 250-е мотоциклы поставлялись сзавода 6-вольтовыми, атут (очевидно, для комфорта)— 12 вольт. Среди документов янашел схему электроцепи, разобраться вкоторой отнюдь не просто».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 4

Собственно, именно поэтому навстречу приехал коллекционер ретромототехники Виталий. Автомобильчик, сделанный измотоцикла Jawa, пополнит коллекцию экспонатов фестиваля «Кола часу». Профессионалы займутся его восстановлением, реанимацией всех систем. Обещают: мотоколяска будет ездить. И, что немаловажно, поБеларуси. Покаже машинка остается в гараже: мотор незапускали долгое время, колеса заблокированы. Как кним подобраться— тоже непростой вопрос. Самоделка подразумевает уникальное строение.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 5

Экскурсия в 1950-е

«После войны в СССР не хватало всего, в частности транспорта,— Виталий выступил в качестве экскурсовода. —Но вера в прогресс не исчезла. У советских граждан с техническим складом ума она воплощалась в моделирование. Желание развиваться в окружении дефицита подтолкнуло к новому для страны увлечению (и необходимости) — созданию самодельных транспортных средств. Сложно определить, как на самом деле к этому хобби отнеслись власти — большинство источников информации тех времен пропитаны пропагандой. В конце 1980-х в свет вышла „Книга самодеятельного конструктора автомобилей“ (авторы — Геслер и Яуре). В ней вкратце описана история самоделок. Поначалу „самодеятельные конструкторы“ встретились с критикой. Сверху спускали письма с фразами вроде „самодельные транспортные средства не смогут отвечать современным техническим и эстетическим требованиям, будут менее надежными, вид их будет диссонансом на фоне серийно выпускаемых автомобилей“. В конце 1950-х отношение к самоделкам изменилось. В книге говорится о безостановочном техническом творчестве, однако, очевидно, сказывалась и экономическая ситуация — порой на машину с завода приходилось копить полжизни, 10—15 лет стоять в очереди».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 6

«Любители-автоконструкторы продолжали работу,— приведем несколько цитат изработы Геслера иЯуре. —Внекоторых случаях поотдельным элементам ихмодели опережали развитие конструкции серийно выпускаемых моделей. Ихвсе чаще замечали журналисты, старались писать онеобычных машинах. Автомоделирование вошло вмоду. Конструкторам пошли навстречу— результаты творчества разрешили узаконить. Журнал „Техника— молодежи“ совместно сГАИ в1957 году разработали технические условия наизготовление конструкций самодельных автомобилей. В1965-м появились „Технические требования кмикролитражным автомобилям имотоколяскам, изготовленным виндивидуальном порядке“. Издания „Техника— молодежи“, „Юный техник“, „Моделист-конструктор“, „Зарулем“ постоянно организовывали автопробеги самоделок, выставки».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 7
ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 8
ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa 8
ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Очевидно, на одно из таких (как бы сейчас сказали) шоу приехали создатель автомобильчика из Jawa и минчанин Марат Гринкевич, чтобы пожать руки.

Jawa в деталях

Кузов построен вокруг мотоцикла с коляской. Рама байка осталась, но вместо сиденья размещен вытянутый бензобак.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Поверх рамы ибензобака надстроен кузов скрышей иостеклением. Предусмотрена форточка. Материал крыши— неметалл, афанера.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Спереди установлены две фары — скорее всего, от Jawa 353 или 354. Оптика специально подобрана и расположена на кузове в соответствии с требованиями для автомобилей.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Присутствуют два дворника (вбольшинстве автомобилей было поодному), рядом— форсунка омывателя, которая била двумя струями.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Единственная дверь открывается вверх попринципу «крыла чайки».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Всалоне только два сиденья. Справа отних — полка, вкоторой прячутся аккумуляторы.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Руль— мотоциклетного типа— вынесен всалон. При желании под ним можно разглядеть тягу.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Напанели— все необходимые автомобилю приборы: отспидометра, амперметра идатчика уровня топлива дочасов назаводке.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa
ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa


ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa
ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Есть замок зажигания, но стартера нет. За пуск двигателя отвечает кик-стартер. Скорее всего, водитель перед поездкой вначале открывал форточку, вставлял ключ, а потом ногой заводил аппарат.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Из опций, обеспечивающих комфорт, имеетсяпепельница, прикуриватель, обдув с вентилятором, кассетный проигрыватель, метровая радиоантенна.

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Над загадками этого автомобильчика еще предстоит поломать голову коллекционерам. Главное, что раритет неотправился наметаллолом инепокинул пределы Беларуси.«Дядя Марат итетя Лида очень гордились этой машинкой и хотели передать еевхорошие руки,— говорит вконце нашей встречи Инесса. —Думаю, они былибы рады нашему решению— сделать автомобильчик частью истории, ккоторой смогут прикоснуться все желающие».

ретромотоцикл сделанный из мотоцикла Jawa

Виталий пообещал, что восстановленная уникальная самоделка, способная ксамостоятельному передвижению, предстанет перед публикой уже виюле— нафестивале «Кола часу».

onliner.by


К списку статей
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на работу с этими файлами.